Интервью. UTBURD. Туор: Я добиваюсь, чтобы музыка поглощала тебя
Интервью. UTBURD. Туор: Я добиваюсь, чтобы музыка поглощала тебя
Я знаю кое-какие группы из Мурманска, например, конкретных блэкарей Pentsign, а проект UTBURD из Оленегорска, из Мурманской области. Который валит шикарную атмосферик черноту, на архивах написано, что еще и депрессивную.
Командир проекта - Tuor, он отвечает здесь за вокал, гитары, ударные и ряд драматических эффектов.
UTBURD – 2016 The Attraction to the Infernal Nature - это настоящий полноформат на 40 с лишним минут. Который, уверяю вас, многие прослушают на одном дыхании. Ибо больно монолитен он, на диво мастерски собран и потому - по-своему концептуален: по части музыкального материала — это точно.
UTBURD — 2018 - The Horrors Untold прибавил в сложности материала не в ущерб черному ядовитому мизантропическому настроению. Появилось больше темнейшей мелодики, иногда даже жуткой - в особенности из-за контекста, но это обычное дело в блэк-металлическом произведении. Как-то много вширь выросла шерсть Утбурда, захватывая больше мертвящего пространства. Так это два года назад было, где взять актуальных вестей?
Вот с Туором и поговорим. Тем более, что, оказывается, есть новости из мурманских лесов))
Желаю здравствовать. Ну, во-первых, есть ли вокруг Оленегорска хорошие леса? Ты все еще базируешься в этом городе? А то мало ли...
Приветствую! Да, я всё еще базируюсь в Кольском заполярье, городе Оленегорске. Пока менять место не надумал. Лесов у нас достаточно, хоть и не таких густых и богатых, как в средней полосе или на юге. В основном хвойные массивы. И километры тундры с вкраплением озер, замшелыми камнями, пасмурной погодой и особым суровым очарованием. Когда находишься здесь в дикой природе это особо ощущаешь. Словами не передать. Это абсолютное торжество природы над человеком. Только действительно закаленные духом, не останавливающиеся ни перед чем люди, способны здесь жить. Здесь короткое лето и бесконечно тянущиеся зимы с полярной ночью, когда солнце едва встает над горизонтом, либо заходит совершенно. И ты живешь в этом мрачном сумраке и надеешься, что ночь как всегда отступит и будет лучше.
Отчего вдруг человек решает играть блэк металл? Что способствует этому? Как в твоем варианте это произошло?
Наверное, ответ на этот вопрос проистекает из ответа на первый. Здесь сурово, тяжело и прекрасно. Мне кажется, только жесткими риффами и утробным гроулом можно передать полноту настроения и жестокость местной природы.
Конкретно для меня это происходило на длительном временном промежутке. Хотя тяжелая музыка в различных проявлениях всегда меня окружала. Мой отец много слушал и отечественный рок, и зарубежный. Дома часто играла музыка, и я, когда немного подрос, одевал советские телефоны (так раньше назывались головные наушники), ставил пластинку Алисы «Энергия», или Сreedence Сlearwater Revival и впитывал в себя. В средней школе дико пёрся от Prodigy, а потом как-то резко пересел на Children of Bodom. Был период, когда слушал Арию, но он был скорее переходным к экстремальному металлу.
Почему твой блэк металл, скажем так, непростой? Какие музыкальные идеи ты вкладываешь в свое творчество? Фолк, классику? И какие основные темы текстов...
В свою музыку я вкладываю настроение. Всё то, что копится внутри, лелеется и в какой-то момент выходит наружу в виде музыки. Вообще, по моему мнению, нет такого – простой блэк, сложный. За любым творчеством скрывается работа мысли и творческая составляющая. Даже классический блэк, построенный на минимализме и примитивизме – это искусство. Оно требует определенной работы, труда.
Если говорить о музыкальной композиции, то да, мне больше по душе многослойные вещи. Которые можно слушать много раз и в какой-то момент снова открыть что-то новое в уже узнаваемом материале. Это я и стремлюсь создавать в своём творчестве. Хочется, чтобы музыка долго не отпускала, её хотелось переслушивать, выискивать новые ходы. Возможно, поэтому мою музыку слушать тяжело. Нужно сесть и прямо вот слушать. Это не музыка для бэкграунда. Она должна поглощать тебя. Вот чего я добиваюсь. Поэтому я стараюсь не торопиться в создании композиций.
По мере сил я пытаюсь добавить композициям и классических оттенков и фолковых. В тех местах, где это оправдано замыслом. Я люблю классическую музыку и некоторые неоклассические проекты, как например сольный проект от Luigi Rubino, или второй альбом из трилогии Ulver - Kveldssanger. Кроме классической музыки я люблю народную: средневековую европейскую, что играли ваганты, скандинавскую, исландскую, карельскую и много чего ещё. Это очень родные мелодии. Они дышат.
Тексты песен от альбома к альбому разнятся. Если первое демо прямо отсылало к христианскому мистицизму, то крайняя работа за 2018 год пропитана творчеством Лавкрафта, его мистическими мирами. Концепция альбомов строится из того, что зацепит и долго не отпускает. Что пробуждает долгий личный интерес. Так что, если меня вдруг зацепит французская революция или еще чего такое, значит вероятно и альбом будет об этом. Но, очевидно, это всё материалы из прошлого. Футуризм в музыке меня пока не привлекает ))
А теперь расскажи немного об истории создания своего проекта, это будет интересно в историческом контексте. Много ли людей ты привлекал по ходу развития Утбурд. Да и расскажи, в конце концов, что такое утбурд. Это, кажется, по-норвежски что-то, нет?
Думая над названием проекта, я хотел найти что-то, что олицетворяло борьбу за выживание. То, что рвется наружу и даже смерть не может его остановить. Такие эмоции я нашел в создании с именем Utburd. В скандинавской мифологии злые духи младенцев, которых бросили умирать. У норвежцев был такой обычай — избавляться от больных или родившихся с уродствами младенцев, закапывая их в снег. Таким же образом бывало избавлялись от внебрачных младенцев. Иногда душа младенца возвращалась в виде призрака — утбурда и начинала мстить живым людям, в первую очередь — матери.
Для меня это история не столько о ненависти, сколько о жажде жить. Младенца никто не спрашивал, чего он хочет. Он был неугодным обстоятельством. Возможно, его смерть давала возможность выжить остальному семейству. Но кому от этого легче? У любого живого существа самая сильная потребность – жить. И дух ребенка настолько жаждал этого, что даже вне тела хотя бы таким образом компенсировал жизнь. Грустная история.
Родился проект в 2014 году осенью, просто потому, что сил терпеть внутренние переживания больше не было. Хотелось творить, создавать, делиться. Сделать что-то музыкальное хотелось очень давно. Сначала было желание писать по средневековым партитурам с несколькими людьми на народных инструментах. Но дальше желания дело не пошло. Так вот воспитывая в себе желание и жил, и когда преставилась возможность – всё просто полилось. Всё желание и эмоции. Поэтому так быстро получилась пробная демка, и я до сих пор благодарен независимому лейблу CVLMINIS REC. за то, что дал возможность выпуститься. Это показало, что всё-таки я что-то могу. Дальше оставалось только практиковаться и работать дальше в данном направлении.
Были попытки сотрудничать с разными людьми. На первом альбоме 2016 года у меня был гостевой бас, и барабаны на одном треке записал по просьбе один друг. Но как-то не сложилось. Всё упиралось во время, возможность, а главное – желание. У меня была четкая цель – издаваться, влиться в металлическую семью уже не как фанат, но как исполнитель.
UTBURD – 2016 The Attraction to the Infernal Nature, UTBURD — 2018 - The Horrors Untold, это два твоих альбома. Расскажи, как шло развитие музыки в этих альбомах. Что ставил во главу угла в каждом диске?
Альбом «The Attraction…» стал прямым продолжением мыслей с демки, но в более широком понимании. На нём я опирался на ветхозаветные книги, продолжал тему христианского мистицизма, но в то же время попробовал очеловечить эти понятия. Применить их к человеку. Добавил щепотку психологизма, пару грамм невежества, столовую ложку одержимости и вот – получилось то, что получилось.
«The Horrors Untold» в этом плане отличается. Здесь уже совершенно иной мир. Реальность переплетается с вымыслом. Психический опыт соседствует с народными поверьями и мистикой. Так и получился этот альбом. Страшные сказки в духе The Vision Bleak.
С музыкой получалось по нарастающей. Когда что-то удается, хочется это повторить, но сделать сложнее и интереснее. Начинаешь искать новые ходы. Если где-то что-то слышал, пропускаешь это через себя и получаешь свою интерпретацию. Это интересная игра. Собираешь композицию как паззл и когда картинка складывается получаешь реальное удовольствие и кайф. Сам процесс формирования композиция приносит удовольствие. Раз за разом добавляя разные элементы и чувствовать, как это гармонично сливается друг с другом – это ощущение творения…
Ну а теперь небольшой вброс инфы, если получится,,, говорят, что ты собираешься писать третий альбом... Чтобы не сглазить, конечно, самую необходимую информацию поведай...
Да, тут тайны никакой нет. На странице проекта вконтакте и фэйсбук появились первые ласточки новой работы. Практически пол дела уже сделано – все треки отписаны. Будет 9 композиций общим звучанием около часа. Будет где развернуться. Сейчас идет работа звукоинженеров по сведению. Я, как и в прошлый раз обратился к ребятам из Slaughtered Studio. Во-первых, потому что сотрудничество лично мне очень понравилось. С ними легко работать, они отлично понимают, чего ты хочешь добиться от звучания, и сами заинтересованы в результате. Во-вторых, отличное соотношение цена/качество, что немаловажно в проекте с одним участником.
Сейчас я активно работаю над написанием текстов. Тема альбома - исследование Антарктиды, открытие новых земель и первые путешествия. Холод, вьюги, стужа, шторма и одиночество полярной ночи – основные эмоции. По первым результатам, что я слышу, релиз получится более сложным, разноплановым. Будут и скоростные композиции, и лирические – думовые вещи. Много оркестровок. Много всего))
Результат того, что я слышу на сведённых демках, меня крайне радует. Надеюсь альбом понравится не только мне.
На какой конторе будешь издавать? Будет ли реал диск или обойдешься цифровым релизом?
На настоящий момент есть договоренность с Satanath Records. Обязательно будет физический диск, еще не знаю в каком формате. Цифровой релиз тоже конечно, в какую эпоху живем))
С кем бы ты из российских исполнителей сделал сплит? И в тему, также назови российские группы, которые бы ты порекомендовал послушать...
Было бы круто скооперироваться с Psilocybe Larvae. Очень крутая команда и мои хорошие друзья. Мне кажется, наша музыка эмоционально в чем-то схожа, но эти ребята пока для меня недосягаемы.
Порекомендовать я, наверное, хочу своих земляков. Команды из Мурманска: Deva Obida и Suspect Under Pressure. Первые не так давно выпустили новый релиз, а вторые к этому готовятся. Каждая играет совершенно в разных жанрах, но вкладывают в это всех себя.
Много ли в Оленегорске металлистов? А металлических групп?
С металлистами в Оленегорске беда. Едва ли десятка два наберется. Я говорю про тех, кто действительно активно что-то слушает и готов адекватно оценивать сцену, а не упиваться по прошлому. Металлических групп… одна. Моя )) В разное время были коллективы, в основном молодежный панк и попытки, местами очень достойные, играть рок. Сейчас есть рокабилли-бэнд, но что-то давно я о них не слышал. А жаль. Ребята молодцы-удальцы. Сейчас все затихло. Ни концертов, ни активности. Наверное, «переросли», как это модно говорить у тех, для кого музыка никогда не была чем-то серьезным. Мое видение ситуации такое.
Ты в прошлом году ездил на фест в Туску, расскажи о самом ярком впечатлении этого торжества тяжелой музыки.
Я вообще Туску стараюсь не пропускать. Прошлый год, кажется был уже 11-м или 12-м? Не скажу точно. Для меня этот фестиваль – отдушина. Три дня, которые я могу посвятить исключительно себе и своим интересам без оглядки на то, кому это понравится или нет. Самое крутое в таких фестивалях, что ты можешь за короткое время попасть фактически на кучу концертов мировых групп и потратить на это минимум средств. И получить максимальное удовольствие. Фестиваль – это объединение единомышленников. Одна большая дружная семья. И конечно безупречная организация, до которой российским фестивалям еще расти и расти. Есть с кого брать пример.
2019 год запомнился конечно же Slayer-ом. Первый и единственный раз я их видел в прошлом году. К тому же это было последнее шоу в Финляндии в рамках последнего тура. Событие историческое. Я счастлив, что смог присутствовать на этом. Единение ярости и грусти. Снова увидеть на сцене Dimmu Borgir и Amorphis, Anthrax, Opeth, Behemoth, Swallow The Sun, Anneke Van Giersbergen и многих других. Праздник для души. Жаль этот год принёс нам всем такое разочарование. Организаторы до последнего надеялись, но в итоге все равно перенесли фест на следующий год. Год без Финляндии – настоящая Tuska (боль, с финского).
Продолжи высказывание. Музыка ранних альбомов Burzum для меня это -
Ох…. Мрачное северное язычество. Вообще помню, как он мне моментально понравился с первого прослушивания Lost Wisdom. Причем в каком-то из демо варианте, на кассете. Хрипяще-сырой звук. Но как это круто звучало! Цепляло именно энергетикой. Качество звука тут было даже не на втором месте.
Как ты относишься к музыке полегче? Я имею в виду хэви, power metal... а не попсу)). Некоторые фэны этих стилей (я думаю, самая мелкая часть их) ненавидят блэк и дэт металл. Странно, да? Конечно, оттого, что не понимают, что указанные стили произросли из хэви. Ты-то любишь хэви?
Я не фанат хэви как чистого жанра. Он… не знаю... я понимаю, чего от хэви ожидать. Куплет-куплет-припев-соло-куплет-два припева. Для меня это предсказуемый жанр. Не спорю, есть отличные банды, которые мне нравятся, и я с удовольствием их слушаю. Но за жанром не гонюсь. Для меня эталон качественного хэви – альбом Iron Maiden – Brave new world.
Мне все-таки по душе вещи посложнее, если отталкиваться от хэви, то это пауэр и спид-метал в лице Blind Guardian и Sonata Arctica.
Я вообще стараюсь слушать то, что приятно уху. Depeche Mode, например, далеко не металл, но тем не менее это отличная музыка.
Такой очень сложный вопрос. Смотри, я так считаю, есть на этой планете металлисты, им как бы пофигу, что думает о них остальное человечество: что музыка у них громкая и дисгармоничная, вообще ненормальные и прочее. Кстати, и хэви металлистов оптом туда причисляют. Вопрос вот в чем, как ты считаешь, есть ли хотя бы небольшая часть металлистов, что терзается этим непониманием остального человечества?
Я думаю есть такая часть, и как мне кажется она далеко не небольшая. Прошли те времена, когда за переписывание кассет с АЭРОСМИТ отчитывали перед коллективами и всё такое. Но в нашей стране, по крайней мере, до сих пор присутствует эта совковость: тяжело – значит плохо, зло и вообще нехристи мы все. Это далеко уже не так. И поколение поменялось, и музыка вместе с ним, и восприятие. И многие отдельно это понимают, но как только собираются «экспертные комиссии» просыпается дух советской школы. То плохо, это плохо. Закрыть, запретить.
Я напрямую с этим столкнулся, когда пару лет назад организовывал у себя фестиваль METALург. Который прожил всего два года, но наделал много шуму. Бесила эта невозможность взрослым тёткам и дядькам доказать, что надо везти именно этих. Вам не обязательно должна нравиться эта музыка, чтобы делать мероприятие для конкретной целевой аудитории. Грустная история, короче, которая имеет место быть.
(Ответ не совсем в яблочко, но рядом - точно) Сколько у тебя в коллекции дисков, винилов? Есть ли кассеты?
Дисков около двух сотен, как обычные jewel, так и коллекционные издания. Столько же винила. Причем новодела, современных металлических релизов совсем не много. На виниле у меня в основном классика джаза, свинга, диксиленд, блюз, классика мирового рока. Такие исполнители как Бинг и Боб Кросби, Билли Холидей, Френк Синатра и Элла Фитцжеральд и многие другие. Мне нравится, приятно слушать живую музыку. Отдельная полка классической музыки.
Кассеты тоже есть, но их уже не на чем слушать. Да и не зачем, если честно.
Твое видение развития металлической музыки в России... Надеюсь, оно НЕ ОЧЕНЬ пессимистическое.
Пессимизм зависит от продвижения музыки в массы. А в России с этим до сих пор проблемы. Кроме цифровых площадок, и небольших клубов отечественную экстремальную сцену, увы, послушать и не где. Нужно развивать букинг и активно сотрудничать с молодыми музыкантами. Давать им большие площадки. Устраивать фестивали, где молодые могли бы выйти на сцену вместе с мировыми звездами. А сейчас банды, играющие металл, в основном сами по себе и стараются пробиться на европейскую сцену, где отклик больше. И правильно делают. Там это и бизнес, и творчество. А у нас…андеграунд.
Обратись к НАСТОЯЩИМ металлюгам СНГ, это как раз место для этого...
Ищите хорошую музыку. Слушайте хорошую музыку, ходите на концерты и поддерживайте музыкантов рублём.