Burzum — 2012 — Umskiptar - BYE010DBK - Byelobog Productions Третий альбом проекта Burzum новой эры, то есть начиная с Belus, когда Викернес начал создавать другую музыку, (скажи спасибо, что еще металлическую). Во всяком случае на этом диске.
Лирика альбома - это «песня «Прорицание вёльвы», одной из самых известных эпических песен «Старшей Эдды». От имени вёльвы (колдуньи) рисуется картина от сотворения мира до его гибели, а затем последующего возрождения» (цит. wiki).
Вот это как раз и надо понимать, рассуждая о музыкальной и иной ценности альбома. То есть фактически Викернес выступает в роли скальда, поет нам древнейшую песнь, сопровождая ее своим специфическим аккомпанементом.
Оттого понятно, что Варг широко обращается к норвежскому фолковому певческому наследию. Таких попыток было множество в норвежском Black Metal. Но Викернес делает на этом аргументированный акцент, и даже выстроил правильный вокал для своих целей. Он - методический и несколько даже медитативный, часто нарративный.
Если автор желает привлечь наше внимание сначала барабанами, то это ему удалось. А вот трэк Jóln начинается с ходу, с разворота с вокала, с внутреннего диалога, что демонстрируется дальнейшим привлечением вокала с другой точки, и с разными интонациями. Вот тут нарратив (повествование) и движется вперед, наряду с хоровыми припевами, которые решены, вероятно, наложением голосов. Тут местами под настроение вокал разговаривает с гитарой и, что характерно, инструмент отвечает певцу.
Почему-то мне кажется, что это ИНОГДА не совсем фолк-песня - из-за ее ритмики и приложенных гитар, которые немного не сопрягаются, как это положено в фолке. Тут есть нарочитый разбаланс, и гитары собственно примочены по-рокерски, по-металлически. Присутствует атмосфера фолк-роковой мистерии, к которой так явно стремится автор.
По размышлению - это его вторая главная задача, после повествовательной.
А фолк здесь струится непрестанно как дождь, как снег, как норвежский буран пробивается сквозь комфортный антропогенный пейзаж и колонки. Это и олдовая мелодика, и особенное задушевное настроение песен. Что как раз подчеркивается теми самыми хоровыми наложениями.
Настроение? Да такое самое темно-эпическое настроение.
И кажется оно перетекает из трэка в трэк, где-то настроение мрака, где-то сурового ожесточения, а где-то гибельного угара. И Doom-ового настроения, марева и миража здесь просто ужасное количество. Просто они оформлены не совсем так, как мы привыкли.
Во всем этом виновата архетипическая металлическая примоченная и не примоченная гитара — впереди, и где-то на втором плане, как ручей иногда пускается тонкая высокая партия струнных,
В целом, как мне показалось, это альбом взаимодействий: вокала и вокалов, вокала с инструментом, инструментов с другими инструментами. В этом смысле это экспериментальный альбом. Автор будто пробует: а что будет, если...
Ну в принципе это уже не первый такой диск, и после Белуса это выглядит так, будто автор понемногу скидывает блэк-металлические доспехи, и решает совершенно новые задачи в своем творчестве, ну и прежде всего - ставит новые вопросы.