Ortha - Возвращение - (2024) Словно темным, мрачным, удушающим, дробящим пологом накрывает ORTHA с самого начала. Поджигая черной зажигалкой клочок манускрипта, на котором написано Атмосферик Блэк Метал. Оказалось, зря поджигали, но начало хорошее - истинно черно-металлическое, не успокаивающее, а бодро закапывающее. С некоторыми последовавшими включениями именно что воздушными и даже темно-облачными.
Среди пластов бешено несущегося звука появился слой с вокалом — какой-то волчий отрывистый и более продолжительный вой - ор. Все признаки Форест Блэка налицо. Ну и вокалист не побоялся спеть чуть более чистым вокалом, который в туго сплетенном канате музыкального послания оказался не лишним. Чистые линии будут использованы и далее по альбому - дозировано, с тактом.
Автор, кажется, начинал с сочинения не драйвового блэк-металлического шторма (который с течением диска становится более внятным и разборчивым), а с мелодичных, воздушных мостов, для создания которых долго и основательно тренировался.
Невозможно сказать, что он изобрел вдруг нечто новое, но здесь этого и не надо. Есть методики, которые в Хэви Метал давным-давно обозначил Тони Айомми из Black Sabbath: «Eсли сделать здесь поспокойней и мелодичней, то после этого моста жесткие партии будут выглядеть более свирепо» (не дословная цитата). Неудивительно, что блэк-металисты увлекаются такими штуками — в их музыкальных конструкциях совет олдового ветерана гитары становится просто нормой антижизни.
Вот к тому я и подмечаю, что автор ORTHA просиживал долгими зимними вечерами с гитарой и, может быть, клавишными, записывая свои мелодические идеи сразу на жесткий диск. Кое-что удалось воплотить на альбом «Возвращение» - где-то на 40 минут Атмосферного Black Metal.
Музыкант смог в некоторых композициях сделать с самого начала определенный акцент на драйв - точно построенный и неплохо аранжированный — «Волчий перевал». Так что с блэк-металическими риффовыми и ритмическими структурами все в порядке. Там же на «Перевале» сделан нормальный натиск на мелодический и даже несколько эпический аспект.
Эпическая линия продолжена в «Долине потерь», здесь она приобретает довлеющее и в некотором смысле контрольное значение.
В лирическом плане диск объединен сверхидеей - не навязчивой, но вполне оформленной музыкально. В этом же смысле финальный трэк «Возвращение» обретает торжествующий акцент, впрочем перемешанный с нотками сожаления и грусти, а также осмысления всего музыкального путешествия по угрюмым пространствам альбома.
На финише отмечу толковое сведение материала, которое обеспечивает адекватное восприятие на аппаратуре хотя бы среднего уровня.
P. S. Как оказалось, автор совершил перед написанием альбома поход в горы, где по возможности напитался эманациями хребтов и каменного хаоса. Что ж, можно признать, что НЕЧТО из этого проступает на диске...